Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
В рамках государственной программы РФ «Доступная среда» в МОУ Урлукская СОШ поставлено оборудование — сенсорная комната.
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: — по индивидуальному учебному плану, — при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Оборудована сенсорная комната, состоящая из блоков: — релаксационный (кресло с гранулами, пуфики, мат, музыкальный центр и набор СД дисков для релаксации); — активизирующий Назначение приборов, входящих в активизирующий блок – цветотерапия, воздействие на зрительное ощущение (мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна, напольный ковер «Звездное небо», подвесной фибероптический модуль «Туча», пучок фибероптического волокна, световой столик – планшет для рисования песком и др.); — общеоздоровительный Назначение оборудования, входящего в общеоздоровительный блок – массажный эффект, профилактика плоскостопия, развитие координации движения и чувства равновесия, развитие восприятия цвета и формы, развитие мелкой моторики, ароматерапия (балансировочные дорожки, диски, качели, коврики, ультразвуковой распылитель эфирных масел с набором эфирных масел); — развивающий (балансировочные доски с лабиринтами разных типов, тактильно – развивающие панели). Сенсорная комната позволяет провести сеансы музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии. Психологом проводятся практические, развивающие занятия с детьми разных возрастных групп по корректировке зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций; развитию тактильных ощущений, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики, коррекции двигательных нарушений, наблюдательности и внимания, речи, обогащению пассивного и активного словаря, высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения). Имеется стадион, спортивные комнаты, площадки со спортивным оборудованием Библиотека имеет выход в сеть Интернет; не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ предоставляется плавный съезд, спуск. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. А для учащихся классов оборонно-спортивного профиля 7 дней в неделю. Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. В столовой находятся дежурные учителя. Столовая расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Здание МОУ Урлукская СОШ оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. На каждом этаже находятся дежурные учителя. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ Урлукская СОШ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база школы оснащена: — электронной почтой; — локальной сетью; — выходом в Интернет; — функционирует официальный сайт. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любом классе школы, а также в компьютерном классе. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт. В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники |
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья поступили и используются сенсорные клавиатуры, интерактивная доска, моноблок. |